В статье об информационной системе я мельком коснулся темы расписания и предметов. В этой же заметке я бы хотел описать это более детально.
Расписание
Учусь я всего лишь 4 дня в неделю - по российским меркам достаточно мало. В день у меня 2-3 пары. Можно записать и больше, но смысла нет.
Считается, что, во-первых, у магистров должно быть больше свободного времени (кто-то уже работает, кто-то учится дома).
Во-вторых, магистры, вроде как, сами знают, что им нужно, а что - нет, поэтому в программе редко возникает "совсем неинтересный" предмет.
Вообще, если очень хорошо попросить и объяснить преподавателю, почему вы не хотите изучать тот или иной предмет, учебный план даже можно немного изменить со временем, но для этого пока еще очень рано.
Как видите, свободного времени, в теории, достаточно. Но несмотря на мнимую малую нагрузку, остается времени вполне мало - вечером после учебы сил делать еще что-то (кроме еды и прокрастинации) особо нет.
Также, возможно, вас удивят перемены по 5 минут. Да, это действительно так, хотя обычно преподаватели заканчивают занятие немного раньше, чем надо. С другой стороны, вас никто на занятии не держит, поэтому всегда можно уйти пораньше, если нужно. Также стоит отметить, что звонков или других типов сигнализации начала\конца занятий - нет.
Кредитная система
Вкратце расскажу о достаточно известной теме при обучении заграницей. В Чехии, как и во всей Европе, - кредитная система обучения. С деньгами и банками это не имеет ничего общего.
Смысл в том, что за сдачу предмета вы набираете определенное количество баллов. Чтобы перевестись на следующий курс, чтобы получить диплом - нужно набрать определенное количество баллов.
Мне чтобы перевестись на следующий курс (не семестр) достаточно набрать 30 баллов, а чтобы получить диплом - 180. Если подумать, то получается, что в семестр неплохо было бы набирать по 30 кредитов.
В любом случае, еще один год можно будет учиться бесплатно, поэтому торопиться не стоит. Я записал предметов на 28 кредитов + предмет, рассчитанный на 2 семестра на 5 кредитов. Кредиты будут добавлены вам независимо от вашей оценки, главное, чтобы она была положительной (отличником здесь становятся только ради стипендии, да и их, кажется, особо никто не видел).
Предметы 1 семестра 1 курса
Большинство предметов - о клинописи и древних языках. Нам часто приходится иметь дело с глиняными табличками, фотографию одной из них вы можете увидеть в самом начале статьи. Названия предметов - ссылки на них, доступно только через информационную систему. В конце названия - код предмета, если вдруг захотите найти его в системе.
Poetika poezie, prózy a dramatu I ABO100356
Как ясно из названия предмета - это введение в поэтику, теория литературы. Занятия 2 раза в неделю - 1 лекция и 1 семинар. Лекция - обычная, речь идет обо всем подряд. Семинары - поинтереснее. Дома нужно читать несколько страниц книги, потом все вместе это обсуждают. Первые недели мне было сложновато - отвечать приходилось односложно, чешский язык немного подводил :)
Теперь же отвечаю, наверное, больше всех - страх говорить пропал, а на ошибки никто внимание не заостряет. Кстати, очень помогли занятия по литературе в Подебрадах - я часто привожу примеры из чешской литературы, понятные всей группе. Кстати, как ни странно, одногруппницы лучше всего из русской литературы знают "Мастера и Маргариту".
Dějiny oblasti II - Přední východ ADVS00006
Это - история Ближнего Востока. Пожалуй, этот предмет дается мне тяжелее всего - я совсем не силен в истории, а лекции надиктовываются достаточно быстро, записывать все не успеваю, половину не понимаю. Советую предмет только тем, кто этим увлекается. Кстати, цифра 2 в названии вас не должна смущать - сначала я думал, что это продолжение предмета, соответственно, многое было бы повторением, однако под цифрой 1 просто скрывалась история Египта.
Indoevropeistika pro filology ASJ500075
Один из самых "веселых" предметов. Ведет его пан Бичовский, веселый профессор с моей кафедры. Он мне понравился еще на экзамене, потому что больше всех шутил.
Атмосфера на занятии вполне непринужденная - рассказывается об индоевропейских языках, об их развитии. Из незаменимого - именно здесь я узнал, что слова "говядина" и "говно" - когда-то исторически имели один и тот же корень.
Písemnictví starého Předního východu doby bronzové ASJ500095
Этот предмет ведет пан Чех - он ведет у нас большинство предметов. По сути, здесь мы изучаем просто историю письма и введение в языки того времени.
Akkadská gramatika I AKL500002
Достаточно популярный предмет, грамматика аккадского языка (кстати, этот язык - моя будущая специальность). Изучаем в стиле латинского - есть большая непонятная книжка, которую надо просто потихоньку заучивать.
Úvod do chetitštiny I AKL500016
Данный предмет ведет докторантка с нашей кафедры. Для интереса, и студентами и преподавателем было решено учить предмет на английском. Это, по мне так, даже сложнее, чем на чешском - голова уже не так быстро вспоминает английский. Вот что значит учить язык в правильной среде - по-чешски уже получается говорить не думая. Переводя на русский название предмета - это введение в хеттский язык. Он отличается от предыдущего тем, что он - индоевропейский, а это значит, что мы его вполне нормально понимаем. Кстати, именно его первым расшифровал Бедрих Грозный - основатель нашей кафедры. Сразу похвалюсь - чешские ученые, пожалуй, в свое время чуть ли не больше всех преуспели в изучении клинописи, поэтому наша кафедра весьма и весьма известна в целом клинописном мире :)
Úvod do studia klínopisu AKL500007
Здесь мы изучаем, что же такое эта клинопись :) Преподаватели здесь разные, темы - тоже совершенно различные. Изучаем там также разные подходы к изучению - химический, исторический и т.д.
Úvod do studia (akkadština) AKL500001
Здесь мы изучаем, в основном, историю изучения клинописных языков - кто чем прославился в этой сфере, кто чем собирается прославиться. Из интересного - в начале каждого занятия студенты готовят устные выступления по 5 минут на тему того, что интересного произошло в мире клинописи. Хочешь не хочешь, по-чешски все-таки придется заговорить :) Подводя итоги - целью большинства предметов сейчас является нас заинтересовать и вдохновить на изучение чего-то своего. В целом, сейчас мы изучаем только основы, ведь впереди еще 2,5 года обучения.