Блог ✍ Путешествия ✈ Обо мне / about me ℹ Контакты ✉ Aikido 🥋 Гиганты 💪
Калькулятор расходов в Чехии 💶
Рандомные статьи 🎲
💰Поддержать автора💰

Самый экономный способ ездить по Праге. Кто платит за зайцев?

Прага - город победившего общественного транспорта. Сегодня я расскажу, как платить за проезд как можно меньше.

Данная статья не предназначена для туристов. Для вас плохие новости - вам все равно придется покупать билет дороже, чем местным, потому что краткосрочные билеты стоят относительно дорого. Единственный способ сэкономить - найти группу вконтактике или фейсбучике, где народ продает месячные билеты, на которых осталось еще неделька, скажем, за треть цены.

Ну а что делать, если вы местный?

В Праге, пожалуй, одна из лучших транспортных систем сегодня. Здесь нет турникетов, машины - относительно чистые и качественные, расписание соблюдается.

Когда я только приехал, я ездил по студенческому тарифу, а это - меньше 10 евро в месяц. Но, к сожалению, все мы стареем. И именно когда мне исполнилось 26, в Праге ввели прикольную штуку - вы можете купить проездной на год, и будет он стоить 10 крон в день - 3650 крон в год, чуть больше 140 евро.

Это - просто охренеть как дешево, при том, что вы можете пользоваться метро, трамваями, автобусами, паромами, фуникулером и пригородными поездами внутри города.

Но вот вчера я увидел вот это:

Для тех кто в танке - если вас поймают без билета и вы на месте согласитесь купить годовой купон, вам дадут штраф в 2 раза ниже обычного.

Вообще, тема езды без билета вполне интересна. Задумывались когда-нибудь, как формируется цена штрафа и цена билета?

Если вам интересно, вот статья о штрафах в городах Европы. Интересна тенденция - по сути, штраф - это цена какого-то количество билетов. Если в одном городе штраф - 60 одиночных билетов, а в другом - 20, какая система круче?

Ну во-первых, подумайте, что значит штраф, стоящий 20 билетов? Это значит, что если вы проедете 21 раз без билета, вы в плюсе. А это значит, что чисто математически в системе, где штраф очень низкий, хитровыебанные люди будут это юзать. Такой логикой мы пользовались в немецком Кельне, когда ездили втроем - билет стоит почти 3 евро, штраф - 60. Шанс - 1 к 20. А нас трое - если поймают одного, остальные 2 быстренько купят билет. Т.е. по сути, не купив билет вам влетит с шансом всего лишь 1 к 7. Как часто вы настолько везучий?

А еще, это по сути значит, что на 1 попавшегося зайца есть 20 непопавшихся. Обычно, система так работает - попавшийся платит за непопавшихся. Как в жизни.

За идеальную систему я считаю такую, где все покупают билеты. Это означает, что система отвечает потребностям, люди согласны с адекватной ценой, деньги потихоньку зарабатываются и система разрастается согласно спросу.

Идеальных систем, само собой, нет. Представьте, что городской транспортной системе необходим рост. Нужны деньги. Где их взять? Можно собрать деньги с ответственных граждан - повысить цену на билет. Можно с безответственных - на штраф. А можно перестать тратить деньги на уборку, комфорт и т.д.

Все эти способы - плохи.

Если повысить цену на билет, все меньше людей будет хотеть пользоваться транспортом и все больше будет переходить в категорию зайцев. Меньше людей с билетами - система не осознает потребность роста и получится Москва со своим ебанутым количеством людей в Бутово.

Если повысить штрафы для зайцев - да, люди будут чаще покупать билет. Но будет меньше работы у контроллеров. Будет меньше контроллеров. А когда будет меньше контроллеров, будет снова больше зайцев. В конце концов, количество зайцев придет к изначальному, только инфраструктура системы обеднеет.

Почему трата меньшего количества денег на инфраструктуру плоха, объяснять не буду - никто не хочет ездить в вонючих автобусах. Все купят себе кредитный говновоз и будут ездить в комфорте по пробкам.

Так как заработать на расширение? Удивительно, но снижением цен. Хорошая система использует научный подход, считает, как сделать так, чтобы все больше и больше категорий людей были заинтересованы в использовании транспорта. Чтобы было понятнее - студенты, пенсионеры и нищеброды будут в нем заинтересованы всегда. Средний класс - в зависимости от скорости, удобства. Люди побогаче - от комфорта.

А теперь подумайте - что должно быть в системе, что билет на 1 день будет стоить пассажиру 10 крон (0.4 евро), так еще и штраф уменьшен вдвое? Это означает, что все больше и больше людей начинает пользоваться общественным транспортом покупая билеты. Короче, пражские транспортники - большие молодцы, им надо тренинги делать в других городах.

Ну и в конце статьи лайфхак - так как же сэкономить? Ну, штраф с 50% скидкой стоит 400 крон. А при покупке годового купона день проезда стоит 10 крон. Теория - если вы считаете, что вас не поймают в течение 41 дня - вы знаете, что делать.

Не слушайте меня, но если вы белый, адекватно выглядите и не орете по-иностранному, вас, вероятно, могут и целый год не проверять. Наука, она такая.

Понравился блог? Обратите внимание и на канал на ютюбе

Хотите поддержать финансово? Патреон

Еще статей? Вот 3 случайных:

  • Таможенные пошлины в Чехии. Покупки в интернет-магазинах.
  • Первая неделя на новых медиа. Основы типографии.
  • Как сэкономить на поездках по Европе поездом? Скидки Interrail