Зачеты и экзамены
Гуманитарная группа
история
Зачет был в виде теста. Тест состоял из 30 вопросов, в каждом по 4 варианта ответа. Нерусскоговорящие студенты писали тест из 20 вопросов. Да, вот такой вот расизм.
Ничего неожиданного не было, все было в лекциях, материал мы не один раз повторяли. Лично я написал тест минуты за 3 (хотя давался на него час) и получил 100 баллов. Стоит отметить, что курс чешской истории не похож на курс истории России, поэтому все знания - новые. Минимум нужно получить 60 баллов, это - русская "тройка".
введение в специальность
Также зачет в виде теста. В тесте было 20 общих вопросов по литературе, 10 вопросов по прочитанным книгам, 10 вопросов по истории кино.
Тест был достаточно легкий, опять же, заранее практически всё повторили. Я ошибся в трех вопросах, получил 94 балла. Весь материал также абсолютно новый, лично я заранее ничего не знал и знать не мог. Нужно было набрать минимум 60 баллов.
чешский язык
Это был уже не зачет, а экзамен. Он состоял из двух частей, письменной и устной.
Обе части прошли в разные дни. Сначала мы пришли в понедельник. В 9 утра зашли в кабинет и начали писать. Письменная часть в свою очередь делилась еще на 4 части: чтение, грамматика, аудирование и письмо.
В чтении нужно было прочитать тексты и ответить на вопросы по ним. В грамматике - легкие задания, в основном - поставить слово в правильную форму.
Потом было аудирование - мы послушали пару диалогов и монологов, ответили по ним на вопросы.
Последней частью было письмо - нужно было написать сочинение в 120 слов на одну из двух тем: поход в ресторан или летние каникулы. В этой части студенты больше всего ошибались.
Вторая часть была в четверг. Студентов заранее распределили по очереди, каждый знал, во сколько ему приходить. На каждого студента выделялось по 15 минут. Так получилось, что я был самым первым, пришел в 8:30. В устной части было несколько заданий - ответить на вопросы о себе, описать картинку, отреагировать на фразы в диалоге, представить себя в какой-либо ситуации (я, например, должен был снять квартиру).
В конце устной части нам показали наши письменные работы, их можно было проверить. Я нашел одну ошибку в проверке, ее сразу исправили. Устный экзамен большинство студентов сдали хорошо.
Каждая часть оценивалась максимум в 20 баллов. Я получил опять 94, больше всего ошибок сделал в письме. Минимальный порог - 60 баллов. Практически все русскоязычные студенты все удачно сдали, у иностранцев - результаты похуже, на грани возможного.
Лично я для себя установил планку в 90%, для студента гуманитарной специальности худший результат - очень плохой знак. Для студента-технаря я бы установил порог в 80% - такого хватит для того, чтобы минимально понимать и говорить. В любом случае, все, что ниже этих баллов - очень плохо, тем более для русскоговорящих студентов, спрос с которых выше, чем с остальных.
Техническая (строительная) группа
математика
Было 10 задач, каждая по 10 баллов. Из них - 2 текстовые задачи, 1 на геометрию, все остальное - уравнения, неравенства, задания с параметром. В целом - все из школьной программы, достаточно легко. Даша получила 92 балла, нужно было набрать минимум 60.
физика
Было 5 задач. Темы - механика, законы Ньютона, моменты сил, закон Архимеда, сложение сил. Даша решила 4 из 5 и набрала 80%. Минимум - 60.
чешский язык
Был точно такой же, как и у меня, только сдавала днем позже. Получила 85 баллов, минимум - 60, остальное - плохо.
Здесь нужно отметить, что все будущие магистры и докторанты имели шанс во втором семестре перейти в магистерские группы, что означало бы, что вместо дополнительных предметов был бы английский.
Условием перехода в магистерскую группу было написание теста по английскому языку и успешная сдача дополнительных предметов (что в этом году оказалось сложной задачей, большинство студентов эти тесты умудрились завалить).
Тест по английскому мы написали, я набрал 51 балл из 55, а Даша - в районе 30. Но я отказался от перехода в магистерскую группу, а Даша - пошла. В магистерскую группу стоит идти тем, кому нужно подтянуть английский, кому не нужно - лучше остаться учить дополнительные предметы, можно изучить лексику. На английском я бы просто просиживал штаны.
PS гуманитарная магистерская группа учится в Праге - переезжать посреди года - не комильфо.
Начало нового семестра
Гуманитарная группа
Я начал новый семестр в новом кабинете. Кстати, теперь мы вновь возвратились к нашим иностранцам и теперь учимся вместе. Конечно, с ними учиться намного медленнее. Они до сих пор совсем плохо говорят по-чешски, домашнее задание толком и не делают, на занятия опаздывают. Смешно осознавать, что большинство таких иностранцев - стипендиаты.
Сразу можно было увидеть изменения в расписании - теперь у нас меньше чешского и больше дополнительных предметов. Во-первых, теперь у нас будет пара, на которой мы будем готовиться ко вступительным экзаменам. Во-вторых, у нас появился новый предмет - основы чешской грамматики.
Вот такой вот учебник, типичный для курсов. Издательство Карлова университета. Пока что просто учим определения, довольно скучно, надеюсь, потом будет поинтереснее.
Также теперь урок кино идет подольше - 3 академических часа вместо двух, чтобы была возможность посмотреть полный фильм.
Также мы получили новые учебники по чешскому языку.
Учебник качественный, кажется, что интересный.
Как всегда, типично страшные картинки :)
И это - пока все, больше изменений в гуманитарной группе нет. Уже совсем скоро мы будем посылать приглашки в университеты. Хорошие студенты уже выбрали, куда будут поступать, вплотную готовятся именно к тем экзаменам, которые будут сдавать. Плохим студентам думать осталось совсем мало - приглашки на бакалаврские специальности можно будет посылать только до 28 февраля. Среди гуманитариев популярны Карлов и Масариков университеты.
Техническая магистерская группа
У Даши все интереснее. Во-первых, люди, в основном, постарше, что значит - меньше криков, разговоров, больше дела.
Во-вторых, теперь она не изучает ни физику, ни математику. Упор делается на языки. Это и не удивительно, в то время, как будущие бакалавры будут сдавать вступительные экзамены по своим специальностям, будущие магистры и доктора - в основном пойдут на собеседования. Кстати, многие технари попадут в университет совсем без экзаменов - если в дипломе хорошие оценки (до четверки в среднем), поступить - не проблема, можно подать прошение и не сдавать вступительные экзамены. У гуманитариев такой шанс выпадает крайне редко :)
Теперь учеба длится всего 30 часов в неделю - 20 чешского и 10 английского.
Чешский язык учится по тем же учебникам, что и у меня, но в придачу выдали и еще парочку.
Первый - совсем неплохой, красочный, как видите - в нем 15 тем для обсуждения. Кстати, информация внутри - на 2 языках - немецком и английском. Как ни странно, но есть версия с французским и русским - но студентам дали именно такие (что правильно, на родном языке можно почитать книжки и дома).
Типичный разворот - текст с картинками.
Также были выдан учебник чешского специально для технических групп. Т.к. технари особо не увлекаются языками, считая, что и так все очень хорошо знают (я вот от каждого второго технаря слышу байки о том, что языки - это очень легко, что английский знают все, но доказать это делом, а не словом получается мало у кого), а гуманитарии не увлекаются техническими науками, потому что думают, что это нереально тяжело (хотя на деле стоит просто начать) - учебники писать некому. Именно поэтому технарям приходится учиться по допотопным учебникам 1988 года.
К сожалению, лексика там достаточно устаревшая, но - на безрыбье и рак рыба.
Печатали, кстати, на машинке - глаза болят :)
С английским все спорно - оказалось, что результаты теста толком ни на что и не влияют. Сидят все равно все вместе, и те, кто хорошо знают, и те, кто совсем никак. Научиться, конечно, в такой обстановке толком не получится, но - увидим.
В любом случае - учебники хорошие, для студентов с высоким уровнем языка.
Печать - традиционно качественная, задания - проработанные, лексика - современная. Да, к счастью, английский - не чешский, есть кому написать учебники. Учить язык нужно, ведь все работы стоит писать именно на нем.
Итоги
Ну что ж - пока все идет своим ходом. Студенты вновь ходят на занятия после долгого перерыва - с конца декабря по середину января атмосфера была совсем не учебная - кто-то не приехал, кто-то праздновал. Сейчас все вновь встало на правильные рельсы.
Все же, семестральные тесты получились больше формальностью - выводов из них, кажется, никаких не последовало. Я считаю, что по результатам тестов нужно было заново поделить группы - зачем тем, кто учится хорошо терять время с теми, кто совсем ничего не делает. Ведь именно конкуренция дает мотивацию к улучшению. Увидим, конечно, что будет впереди - но кажется, что некоторые мелочи могли бы быть эффективнее. Сейчас стоит сосредоточиться на учебе - у нас новые учителя, нужно привыкать к речи, к новой системе. Со дня на день уже будем подавать приглашки и окунемся в подготовку к экзаменам - времени будет все меньше и меньше.
PS снег, все-таки, выпал. Как раз где-то в понедельник, в двадцатых числах января. В России в то время - -20 градусов. Вспоминаю, как в десяти свитерах в это же время шел пешком полчаса от института до метро, и лениться не хочется :)