Я не читал книги до 25 лет.
Окей, для дотошных. До 25 лет я прочитал сам полностью от силы книг 10. Это пара книг в детстве, Лукьяненко, Вербер, Бегбедер и Мураками в юношестве (не помню, о чем эти книги) и попытка прочитать преступление и наказание в школе. Всё. Все остальное - только в кратком пересказе или вообще "не читал, но осуждаю".
В районе 25 лет так получилось, что совпала куча вещей:
1) я лежал, не вставая и мне было скучно
2) я недавно потерял работу, и хотелось чему-то научиться
3) из развлечений на кровати лежал айпад
Первой книгой, которую я прочитал взрослым был "Стив Джобс". Читать мне понравилось, это одновременно забирало кучу времени и давало мне возможность ставить себя выше других.
Время шло, и сейчас я не только главный чтец и философ в комнате, но и даже писатель в каком-то смысле.
С писательством в моей жизни все было проще: мне всегда было что сказать. Закончил же я как-то школу: сформировать мнение о книге я мог и чисто по ее названию.
Это и было проблемой, сложите два плюс два: есть в классе чувак, который прикидывается умным, но книжки не читает и вы об этом знаете. На уроке его спрашивать о чем-то нет смысла - не ответит, а если и ответит, то не то, что "имел в виду автор". Сочинения вроде норм, за грамотность пять, за содержание два. Вот и выходит стабильная тройка.
Может со стороны и не заметно, но я был двоечником в школе, 2 предмета мне не давались: русский язык и литература.
К 30 годам данный когнитивный диссонанс мне мешал жить, и я задумался: как понять, почему было так, а стало по-другому?
Вывод, к которому я пришел: пятерка по литературе - почти всегда приговор.
Часто бывает, что единственный способ быть успешным в этом предмете - написать и рассказать о книге то, что от вас ожидают. Не то, как вы поняли. Не то, что имел в виду автор. А то, что надо.
Другими словами, школьная литература учит вас навыку перевода. Пока вы не научитесь правильно понимать предложение "опишите свое мнение", вы не будете успешным в этом предмете. Правильный перевод с русского на русский: "напишите мнение, за которое получите пятерку"
Другими словами, в детстве кажется, что идея литературы как предмета в школе - попытаться что-то понять. На деле, понять школьную литературу можно только одним способом: понять нужно то, что от вас ждут, и начать это выполнять.
Если от вас ждут того, что вы будете восхищаться Пушкиным - надо им восхититься. Если нужно сказать, каким отважным был Маяковский - нужно понять, как это доказать.
Другими словами, сочинение о том, почему "Война и мир" - некачественно написаны не принесет вам пятерку, даже если вы это поняли.
Пятерка по литературе - точка, которую получают люди, которые сдались. Пятерка по литературе - время, когда вы перестаете быть ребенком и окончательно становитесь взрослым.
После пятерки по литературе можно брать в армию, пить алкоголь и заниматься сексом. Не знаю, почему это не закрепят в законе.
А тем, кто не верит, предлагаю фокус: скажите другому человеку, что по одному вопросу угадаете его оценку по школьной литературе. Дайте человеку задание: укажите 5 причин, почему по мнению Достоевского убийство старухи-процентщицы - это хорошо.
Если ответа не будет, у человека пятерка. Потому что "у Достоевского не было такого мнения".
За каждый ответ отнимайте по полбалла. 2 ответа - четверка. 4 ответа - тройка. Проверяйте.